On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Добро пожаловать на форум обсуждения ФЗ-315

АвторСообщение
администратор


Сообщение: 177
Зарегистрирован: 18.05.10
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.08.10 14:43. Заголовок: Технического регламента "О безопасности лифтов".


По поводу ввода в действие с 14.10.1010 г. Технического регламента
"О безопасности лифтов".

В связи с вводом в действие с 14.10.2010 Технического регламента «О безопасности лиф-тов» (далее – ТР) в лифтовой отрасли складывается беспрецедентная, если не скандальная, ситуация.
С одной стороны, гармонизируются с международной практикой процедуры обязательной сертификации лифтов перед их выпуском в обращение. И это нормально.
Но с другой стороны, что касается приемки и ввода лифтов в эксплуатацию, а также их эксплуатации, то ТР не только разрушает действующую систему контроля, включая специа-лизированные экспертные организации, но и прямо нарушает ряд положений Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). И это при том, что технические процедуры контроля достаточно просты и не претерпевают изменений. Единственное, что вводится здесь из Закона – это международный термин «оценка соответ-ствия» (лифта требованиям технического регламента), при этом ТР, в разрез с Законом и ме-ждународной практикой, без малейших на то оснований, ввел ряд кардинальных организаци-онных изменений, на основании которых, в частности, существующие экспертные организа-ции упраздняются, а взамен должны быть образованы органы по сертификации и испыта-тельные лаборатории. При реорганизации существующих экспертных организаций в органы по сертификации и испытательные лаборатории, потребуются непредусмотренные затраты (на «обучение», аккредитацию, командировки и т.д.), размер которых по неофициальным данным соизмерим с годовым оборотом многих организаций, что повлечет двойное увеличе-ние стоимости работ.
Подробнее:
1. ТР принял на себя функции (цели) по полному демонтажу организационной структуры системы оценки соответствия на этапах, начиная с ввода в эксплуатации, что не соответству-ют определению, целям и содержанию технического регламента, установленным в статье 2 и разделе 2 Закона. Более того, в п. 2 статьи 6 Закона установлено: «Принятие технических рег-ламентов в иных целях не допускается». При этом ТР фактически отменяет многие руково-дящие и методические документы или их положения (например, Положение о ППР), в том числе разработанные на основании Закона от 21.06.97 г. № 116-ФЗ "О промышленной безо-пасности опасных производственных объектов". И до тех пор, пока не появятся заменяющие документы, вопросы безопасности будут отодвинуты на задний план. В настоящее время, со-гласно реестрам Росстандарта, функционируют 2 органа по сертификации и 15 лабораторий (в основном, заводских), обеспечивающих сертификации не только всех, поступающих на рынок РФ лифтов, но и многих других видов продукции. Для реализации организационных требований ТР понадобится по несколько сотен и органов по сертификации и лабораторий, которые никак не будут связаны с сертификацией.
2. Согласно п. 3 статьи 7 Закона, «Оценка соответствия проводится в формах государ-ственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого за-кончено, и в иной форме». При этом обязательное подтверждение соответствия, как одна из форм оценки соответствия, согласно п. 3 статьи 20 осуществляется в формах принятия дек-ларации о соответствии или обязательной сертификации. Причем, согласно п. 1 статьи 23 «Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ", т.е на дорыночной стадии. А согласно п. 1 ста-тьи 24 заявителем может быть лицо, «либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя» Следует отметить, что Закон не регла-ментирует порядок оценки соответствия объектов при вводе их в эксплуатацию и в процессе эксплуатации и не делегирует эти полномочия техническим регламентам. Однако ТР, не имея на то полномочий, в п. 16 установил, что «Подтверждение соответствия при вводе лифта в эксплуатацию осуществляется в форме декларирования соответствия лифта» при участии ак-кредитованной испытательной лаборатории. Таким образом, нарушены следующие принци-пиальные положения, как Закона, так и международных стандартов:
 декларированию подвергаются лифты, уже находящиеся в обращении и имеющие серти-фикаты соответствия, причем, каждая единица, а не типовый образец типоразмерного ряда лифтов серийного производства;
 заявителем выступает не изготовитель или продавец, а монтажная организация.
Кроме того (как сейчас обычно трактуется ТР), из процесса приемки исключаются пред-ставители государственного надзора и наиболее заинтересованная сторона – заказчик. При таком трактовании уже затрагиваются системы Гражданского и Градостроительного кодексов
3. Как следует из Закона, единственная функция органов по сертификации в части оценки соответствия – это сертификация. В нарушение данного положения, ТР в пп. 17 – 19 расши-рил эти функции на оценку соответствия, осуществляемую в иной форме (в терминологии ТР – осуществляемую в процессе эксплуатации в формах технического освидетельствования, обследования и экспертизы), чем и вызвал необходимость аккредитовать в другом качестве сотни существующих экспертных организаций, выполнявших эти работы.

Последствия подобного «технического регулирования» начинают сказываться уже сейчас.
Существующие экспертные организации при попытке аккредитоваться в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий столкнулись с рядом специфических про-блем.
Так, оказалось, что неизвестен сам орган, который уполномочен осуществлять аккредита-цию по оценке соответствия в формах освидетельствования, обследования и экспертизы, по-скольку Постановление Правительства РФ от 15.05.10 № З42 распространяется, как и преду-смотрено Законом, только на органы по сертификации и испытательные лаборатории, осуще-ствляющие оценку соответствия в форме подтверждения соответствия. По неофициальной информации, аккредитацию будет осуществлять Росстандарт, руководствуясь близостью по звучанию терминов «оценка соответствия» и «подтверждение соответствия», но появление официального подтверждения маловероятно.
Другая проблема связана с порядком и требованиями к аккредитации. Если руководство-ваться «Положением об аккредитации ...», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.09 № 163, то его требования в целом рациональны и необременительны, за двумя исключениями.
Первое – это требование наличия 3 специалистов с высшим профессиональным образова-нием со стажем работы в заявленной области не менее 3 лет. Если для работ по сертифика-ции это, возможно, приемлемо, то для освидетельствования, обследования и экспертизы во многих случаях – нет. Для большинства городов и даже небольших регионов, учитывая срав-нительно невысокую трудоемкость и стоимость этих работ, до настоящего времени вполне было достаточно двух или даже одного специалист. Поэтому для данных работ это совер-шенно необоснованное требование, которое приведет к потере оперативности и (или) завы-шению стоимости работ.
Второе – это неопределенность с содержанием и критериями программы проверки, упо-мянутой в п. 16 Положения, а также ее стоимостью. Показательно, что эта информацию рас-пространяется только в неофициальном виде и из нее следует, что:
 суммарная стоимость аккредитации органа по сертификации и лаборатории состав-ляет примерно 300 тыс. руб.;
 предварительно надо обязательно пройти обучение в «Системе добровольной (?) сертификации экспертов РССП», стоимостью по несколько десятков тыс. руб. с че-ловека. Причем, профессиональное обучение не предполагается;
 получить «Сертификат компетентности эксперта». Профессиональные навыки ак-кредитуемого при этом не учитываются, т.к. у аккредитующих нет соответствую-щих узких специалистов.




Подытоживая вышеизложенное можно сказать, что ТР, наряду с требованиями к лифтам:
1) обозначил органы, осуществляющие оценку соответствия на этапах ввода в эксплуата-цию и эксплуатации, что не только противоречит Закону, но и неприемлемо в принципе: ор-ганы могут видоизменяться, а регламент должен продолжать нормально функционировать;
2) изменил наименование этих органов и, по-идее, переподчинил их Ростандарту, чем
 принуждает эти органы нести затраты по реорганизации, которые в нашей стране огра-ничиваются только аппетитами тех, кто «обучает», аккредитует и т.д.;
 разрушает наработанную методическую базу и входит в противоречие с рядом дейст-вующих документов. При этом маловероятно, что Ростандарт заинтересован или в состоянии создать новую базу;
3) отнес к органам по сертификации органы, которые не занимаются ею в принципе, но теперь автоматически попадают под требования, предъявляемые к органам по сертификации;
4) ввел декларирование для уже сертифицированных лифтов, а это (если действовать по Закону) – десятки тысяч дополнительных деклараций в год в реестр Росстандарта и соответ-ствующие расходы (а возможно, и доходы для посредников);
5) допускает противоречивые толкования организационных процедур, что может повлечь серьезные последствия.

Представляется проблематичным увязать указанные «особенности» ТР с гармонизацией с международной практикой, с устранением административных барьеров или с заявленной в ТР целью – «защита жизни и здоровья граждан». В действительности -- наоборот. Складыва-ется впечатление, что незаявленной целью ТР является перераспределение рынка услуг по обучению, аккредитации и последующему контролю, а это опасный прецедент
Совершенно очевидно, что реализация ТР в существующей редакции приведет к дискре-дитации самого технического регулирования, закрытию многих экспертных организаций, по-тере специалистов и профессионализма, росту неопределенности, повышению тарифов для населения и даже запретам на эксплуатацию лифтов, и как результат – к снижению уровня контроля и безопасности лифтов. Не исключено также, что ТР может быть отменен по суду, как нарушающий Закон.
Поэтому действие ТР должно быть приостановлено на срок до внесения в него соответст-вующих изменений и чем быстрее, тем лучше – пока экспертные организации не понесли критических затрат, а ситуация не вышла из под контроля.

Что касается существующего контроля (оценки состояния) лифтов при вводе в эксплуата-цию и в процессе эксплуатации, то как показал опыт, он во многом не совершенен, вызывает многочисленные нарекания и подлежит реорганизации. Предлагаю на рассмотрения два ва-рианта:
Первый: – оставить институт экспертных организаций, но существенно повысить эффек-тивность их деятельности за счет упрощения и рационализации процедур их образования при одновременном существенном повышении уровня контроля за результатами их деятель-ности и повышения степени ответственности за эти результаты. При этом могут быть реали-зованы, в частности, следующие принципы:
- экспертные организации должны получать разрешение (аккредитоваться и т. д.) одно-этапно на все виды заявляемых работ, включая электроизмерения и неразрушающий кон-троль;
- численность необходимых специалистов – по нормативам, пропорционально количеству лифтов, на которых проводятся работы;
- вместо «обучения» – проверка знаний по заранее известным тарифам на соответствие за-ранее известным программам;
- стоимость работ должна быть не ниже минимально допустимых региональных тарифов;
- регулярный контроль со стороны Ростехнадзора за результатами деятельности непосред-ственно на лифтах;
- лишение разрешения на право деятельности для организаций, допустивших нарушения, перечисленные в заранее известном перечне;
- в случае реорганизации – обязательный переходный период, например, до истечения сро-ка действия предыдущего разрешения.

Второй: – вернуться к контролю (или в терминологии Закона – оценке соответствия) сила-ми Ростехнадзора, тем самым признать коррупционность создания инженерных центров в 90-е годы прошлого столетия.
При этом специалисты экспертных организаций (а среди них много профессионалов) по-сле проверки на соответствие, смогут стать госинспекторами.

В первом варианте станут более прозрачными процедуры образования и деятельности экспертных организаций и появится конкуренция между ними за качество работ. И в обоих вариантах состояние лифтов только улучшится, доход будет поступать в госбюджет, а по-требность в аффилированных организациях исчезнет.

Сергей Грибанов. http://www.wiw-rf.ru/memberPerson/48715.<\/u><\/a>


http://antisro.forum24.ru/<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Locations of visitors to this page